Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

ОСВОЕНИЕ БОГАТСТВ ЯМАЛА

 

Расскажите, пожалуйста, о грандиозном проекте «Ямал», - попросил москвич Андрей С., один из самых активных наших читателей.

 

По словам председателя правления ОАО «Газпром» Алексея Миллера: «Полуостров Ямал – один из важнейших газоносных регионов нашей страны. К 2030 году мы планируем ежегодно добывать на Ямале до 360 млрд м3 газа, что сопоставимо с нынешними поставками Газпрома российским потребителям или в два раза больше, чем мы продаём за рубеж». Одного этого высказывания достаточно, чтобы понять: мегапроект «Ямал» – один из самых важных стратегических проектов не только для Газпрома, но и для России в целом. Именно он должен стать огромным стимулом для модернизации и внедрения инновационных технологий в отечественную промышленность и науку.

 

На территории полуострова, между Северным ледовитым океаном и Полярным кругом, находится просто гигантское количество углеводородов. Во-первых, это 15 нефтегазоконденсатных и 11 газовых месторождений, запасы которых составляют порядка 16 трлн м3 (уже оцененные и разведанные); 22 трлн м3 (в перспективе). Запасы конденсата оцениваются в 230,7 млн т, нефти – в 291,8 млн т. Наиболее значительным по запасам газа месторождением Ямала является Бованенковское – 4,9 трлн м3. Вопрос состоит в следующем: как их добыть из-под многометровой толщи вечной мерзлоты? Примерно тридцать лет назад, в середине восьмидесятых, освоение Ямала уже начиналось: приступили к строительству железной дороги до этого месторождения от станции «Обская». Но фактически строительство осталось «бумажным»: отсутствие денег и смена политического курса надолго приостановили освоение этих богатых мест. В своих выступлениях научный руководитель Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука Сибирского отделения РАН академик Алексей Конторович не раз утверждал, что альтернативы Ямалу нет не только в России, но и в мире. Поэтому так важно начать реализацию проекта. Но, несмотря на то, что специалисты нашей газовой отрасли обладают и опытом, и инновациями для разработки месторождений, без иностранных инвестиций Ямалу не обойтись.

Кое-что на территории полуострова сделано. Только в 2010 г. в два раза увеличены расходы на дорожное строительство. В итоге отремонтировано почти 150 км автодорог (для Ямала цифра просто фантастическая по причине преобладания сильно заболоченной местности летом и «ледникового периода» зимой). Самым главным событием этого года жители полуострова считают открытие движения по железнодорожной ветке Обская – Бованенково – Карская: дорога используется для доставки грузов на Бованенковское месторождение. Но! Если сейчас по ней перевозят порядка двухсот тысяч тонн грузов, то в следующем году масштаб перевозок может сократиться вдвое, потому что трубы для трубопровода Бованенково—Ухта будут все доставлены. Вообще, планируемый объём годовых перевозок – примерно 2–2,5 млн т в год, это оборудование, трубы, строительные материалы и даже углеводороды. И даже если грузопоток будет именно таким, расходы на строительство дороги будут очень-очень долго окупаться.

По всем параметрам уникальный мост через реку Юрибей можно назвать великим достижением строителей и огромным шагом вперёд на пути освоения Ямала. Мост был построен за рекордно короткие сроки (менее двух лет, причём строители работали только при отрицательных температурах). Так быстро не возводили ни один мост в мире, иногда за день осваивали по двадцать погонных метров. Юрибейский мостовой переход – сложнейший участок, который не имеет мировых аналогов не только как самый длинный мост за полярным кругом, но и является примером мостостроения по особенностям конструкции: его протяженность – 3,9 км, масса – более 30 тыс. т, а гарантийный срок службы – 100 (!!!) лет. Чтобы обеспечить устойчивость полотна летом, специально разработана единственная в мире система термоизоляции с применением пенополистерола и геотекстиля. Всё это сооружалось с учётом того, что строение возвышается над вечной мерзлотой и в крайне заболоченной местности, которая просто не может выдержать таких нагрузок. Мост держится на 110 опорах, которые, в свою очередь, «забурены» на 70 м. Кстати, это ноу-хау местных строителей, нигде в мире больше не применявшееся. Разработки российских учёных предотвращают оттаивание глубоких грунтовых слоев. 24 сентября прошлого года мост был открыт для первых грузоперевозок, и стал очередным важным звеном развития инфраструктуры – ведь для освоения богатств полуострова необходима надёжная транспортная связь. Уже сейчас тысячи строителей работают на месторождениях Ямала, и это, по словам многих специалистов, только начало. Примерно через два года с Бованенковского месторождения в газотранспортную систему России должен поступить первый газ. Для его вывода строится система протяжённостью примерно 2 500 км (включая газотранспортный коридор от Бованенково до Ухты протяженностью около 1 100 км). При строительстве газопровода используются стальные высокопрочные трубы диаметром 1 420 мм с внутренним гладкостным покрытием, рассчитанные на рабочее давление 11,8 МПа (120 атм).

Ещё в 2008 г. было уложено примерно 40 км обетонированных труб в подводном переходе через самое сложное место всего газопровода – через Байдарацкую губу. Тяжёлые погодные условия позволяют работать здесь только в период летней навигации, потому что зимой вода промерзает до самого дна. Прокладка газопровода велась модернизированным трубоукладочным судном MRTS Defender. Несмотря на то, что специалисты уже не в первый раз работали над строительством морского газопровода, в таких условиях трубы укладывались впервые в мировой практике. В следующем году «Газпром» планирует завершить строительство первых двух ниток подводного перехода, каждая из которых длиной 72 км.

На объектах первой очереди завершены свайные работы и проведена термостабилизация их оснований. В первый пусковой комплекс будет входить 98 скважин (60 из них должны ввести в следующем году) и установка комплексной подготовки газа. Планируется сдача в эксплуатацию аэропорта Бованенковского НГКМ. После строительства железнодорожной трассы Салехард – Надым полностью замкнется Северный широтный ход, очень важный для реализации всего проекта «Ямал».

Что бы ни говорили, а освоение богатств Ямала идёт быстрыми темпами: только в этом году на Губкинском газоперерабатывающем комплексе была запущена новая установка; на Юрхаровском месторождении начали эксплуатацию агрегата по производству метанола мощностью 40 тыс. т в год. Возле Нового Уренгоя строится завод по переработке газового конденсата, создаётся танкерный флот, строятся новые порты, идёт освоение шельфов Карского моря. По оценкам финансовых аналитиков, за четверть века инвестиции в Ямал составят порядка 8 трлн руб.

Две крупнейшие газодобывающие компании России – Газпром и Новатэк – приступили к строительству абсолютно нового центра по выработке сжиженного природного газа. По предварительным оценкам, капитальные вложения в этот проект составят примерно 858,2 млрд рублей (при ценах на 1 января нынешнего года, без различного рода компенсаций). Всех деталей этой программы не сообщается, известно лишь, что примерные сроки запуска завода СПГ – 2015–2016 гг. при мощности производства 15–16 млн т в год, что равно примерно 24 млрд м3 газа. В развитии производства сжиженного природного газа крайне заинтересованы многие – от представителей газодобывающей отрасли до правительства России. На прошедшем в прошлом году в Салехарде совещании по освоению Ямала Владимир Путин сказал, что строительство СПГ-заводов и всей инфраструктуры – танкеров, портов – главная часть освоения полуострова, ведь производство СПГ даст возможность применения инновационных технологий и выход на новые рынки. Потому что сжиженный газ не имеет привязки к трубе, что существенно расширяет географию его поставок. При этом в разы сократится экологический ущерб – ведь протяженность газопроводов снижается. Сейчас уже просчитываются несколько вариантов воплощения в жизнь проекта: двумя или тремя пусковыми комплексами по 7,5 млн т или по 5 млн тонн соответственно. Производство и экспорт газа будет налажены на Южно-Тамбейском месторождении, расположенное на северо-востоке Ямала. А партнерство компаний в этом проекте позволит сжижать газ и с газпромовских месторождений.

Несмотря на то, что Южно-Тамбейское относительно хорошо изучено, остаются открытыми множество вопросов: для захода танкеров в порт нужна глубина примерно 15–17 м, а во многих местах глубина составляет около 6 м, поэтому придется либо углубить дно, либо вынести причал (и может завод) на специальные морские платформы. Пока компания склоняется к первому варианту: он менее затратный и сводит к минимуму вред хрупкому экологическому равновесию полуострова. Сейчас самым оптимальным местом для застройки многие видят мыс Дровяной: он находится на северо-востоке полуострова, здесь самые благоприятные условия: роза ветров, благоприятное течение, меньшее количество дрейфующих льдов. Строительные материалы предполагается доставлять Северным морским путем. Продукция завода будет поставляться на экспорт, на внутренний рынок поставки осуществляются по газопроводам.

До недавнего времени оставался нерешённым ещё один вопрос: как действовать Новатэку как экспортеру в обстоятельствах монополии Газпрома? Но и здесь всё становится довольно прозрачным: Газпром подтвердил продажу 9,4% акций Ямал СПГ Новатэку. Таким образом, ни о каком полноценном партнёрстве речь уже не может идти. Но Газпром будет-таки частично информирован о планах конкурента. По мнению аналитиков, такие уступки со стороны монополии – лишь временное затишье, потому что пока компания владеет газопроводной нитью, с ней практически невозможно конкурировать, даже Новатэку, капитализация которого за год выросла на 80%! Сейчас идёт борьба за сырьевые базы, и развязку этого противостояния не возьмётся предсказать никто

Комментирует: Владимир Владимиров, заместитель губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа:

– Уже разведанные газоконденсатные месторождения с запасами около 10,5 трлн м3 – это в перспективе – огромный центр по сжижению природного газа. На начальных этапах работы он сможет производить около 70 млн т готовой продукции, а в будущем, возможно, и больше! Для поставок продукта потенциальным потребителям необходимо формирование танкерного флота (примерно двадцать судов), а это только дополнительные инвестиции. Основные вложения – в заводы СПГ – эксперты оценивают в 18–20 млрд долл. Поэтому для реализации проекта потребуется как государственная поддержка, так и помощь иностранных инвесторов, потому что это очень сложная задача

Комментирует Михаил Корчемкин, директор East European Gas Analysis:

Точно также начиналась реализация проектов на Сахалине: были приглашены иностранные компании, они инвестировали средства в разработку Сахалинских месторождений. На Ямале примерно такая же схема. Только вот чем всё закончится здесь? Просто когда планы воплощаются в жизнь, инвесторы, возможно, будут поставлены в такие условия, что они пожелают добровольно отступиться от своих долей в проектах.

Справка.

Железнодорожная ветка Обская – Бованенково имеет протяженность 525 км только в ЯНАО. Железная дорога включает 70 мостов, 12 разъездов, 5 станций. Год назад на выездном совещании Владимир Путин выступил с предложением убрать непрофильный бизнес из активов Газпрома, продав «железку» Российским Железным Дорогам. Тогда же глава Газпрома Алексей Миллер назвал сумму – примерно 130 млрд руб. По его словам, сумма сделки должна была покрыть инвестиции в строительство. Глава «РЖД» Владимир Якунин тогда же назвал эту сумму «нереалистичной». 24 ноября даже Минэкономразвития и Минтранс признали сделку нецелесообразной.

Наталья КОЧЕТОВСКАЯ

Источник: международный промышленный портал, в сокращении.