Литерный поезд Брежнева
19 декабря исполнилось 112 лет со дня рождения одного из наиболее авторитетных руководителей Советского государства, Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева (1906-1982). Мало кто знает, что в последние годы жизни Брежнев предпочитал отправляться на отдых из Москвы в Крым не на самолёте, а на поезде. Нам удалось отыскать ответственных свидетелей железнодорожных поездок Брежнева, ныне здравствующих ветеранов управления Московской магистрали.
На правительственном вокзале в районе станции Москва-Каланчёвская в числе провожающих литерный поезд Брежнева в 1977-1980 годах по протоколу был и секретарь партийной организации КПСС Московско-Курского отделения МЖД, впоследствии начальник хозяйства водоснабжения и водоотведения столичной железной дороги, ныне 80-летний Леонид Луговский. На вокзале в Курске литерный поезд и самого пассажира № 1 наблюдал начальник образцового вагона охраны труда МЖД в 1975-2012 годах, ныне 72-летний Анатолий Гуменюк.
Литерный поезд Брежнева, вспоминают собеседники, состоял, в зависимости от дальности его поездки, из 5-7 вагонов, вели его всегда два сцепленных односекционных электровоза ЧС2 чехословацкого производства. Спецвагоны для поезда первого лица государства были построены на Ленинградском вагоностроительном заводе им. И. Е. Егорова, а техническое обслуживание и ремонт регулярно проходили на Московском вагоноремонтном заводе им. В. Е. Войтовича.
Литерный поезд всегда отправлялся от правительственного терминала на станции Москва-Каланчёвская Алексеевской соединительной ветви, неподалёку от Комсомольской площади. Леонид Михайлович Луговский по статусу руководителя парторганизации Московско-Курского отделения МЖД обычно был на станции среди провожающих, – однако, удивительное дело, непосредственное прибытие автомобильного кортежа Брежнева на Каланчёвку ему ни разу засвидетельствовать не удалось. Циркулировала информация, поведал Луговский, что из Кремля к Каланчёвке вёл подземный тоннель, по которому незаметно подъезжал к поезду автомобиль генсека.
В кабине машиниста и вагонах литерного поезда, помимо обслуживающего персонала, были сотрудники «Девятки» – девятого главного управления КГБ СССР, занимавшегося охраной высших государственных деятелей. Специальные караулы были выставлены по всему маршруту следования литерного от Москвы до Крыма, в особенности у стрелочных переводов, мостов и тоннелей. И, само собой, на станциях в крупных городах, где поезд Брежнева днём делал остановку примерно на полчаса.
Это время тратилось не зря. Как вспоминает начальник образцового вагона охраны труда МЖД Анатолий Гуменюк, в Курске литерный поезд остановился на вокзале прямо напротив вагона охраны труда, в 10 метрах от нашего собеседника. В одном из окон показалась внушительная фигура генсека. Брежнев отодвинул занавеску и приветливо помахал рукой всем, кто мог его в этот момент видеть. Сразу же на спецплатформу заехала «Волга» первого секретаря Курского обкома КПСС Гудкова, который проследовал в вагон к Леониду Ильичу. Там они что-то обсуждали минут 20, после чего партийный чиновник вышел из вагона, а литерный поезд двинулся дальше.
Никаких происшествий с литерным поездом Брежнева за все годы его движения история не зафиксировала. Это значит, что железная дорога сработала безукоризненно.
Игорь Ленский