Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

 ПЕСОК И ГРАВИЙ КОДОРА – СОЧИНСКОЙ ОЛИМПИАДЕ

О неизвестных деталях олимпийской стройки онлайн газете «Без штампов» рассказывает экс-президент Абхазии Александр Анкваб

Незаметно прошёл год после зимней Олимпиады в Сочи. Быстро летит время, но память о нём остаётся в незабываемых победах, согревающих наши сердца. А ещё – в грандиозных сооружениях. XXII зимние олимпийские игры не только ознаменовались небывалыми успехами российских спортсменов, но и поразили мир новыми великолепными олимпийскими объектами.

За олимпийским строительством, без преувеличения, 7 лет вся Россия следила, затаив дыхание: успеют ли к сроку? Особо сложной была стройка в Имеретинской низменности: в приморском кластере предстояло снести посёлки, полностью преобразить ландшафт, поднять уровень грунта на несколько метров и на месте бывших болот возвести семь ледовых дворцов, гостиницы, пресс-центр, трассу «Формула-1», коттеджи для переселенцев, Русский Диснейленд и прочую инфраструктуру. Часть инертных стройматериалов, прежде всего – песок и гравий,  завозились в Имеретинскую долину из соседней Абхазии. О неизвестных подробностях этих поставок нам эксклюзивно рассказал тогдашний глава государства, ныне экс-президент Абхазии Александр АНКВАБ.

* * *

Сразу после выбора в 2007 году Сочи местом Зимней Олимпиады-2014, возник вопрос о строительстве олимпийских объектов с нуля. Масштабы предстоящих работ поражали своей грандиозностью. Где возможно, требовалось избежать лишних расходов, выбрать наиболее экономичные варианты. На правительственном уровне было решено завозить песок и гравий для олимпийской стройки из Абхазии, до которой рукой подать. В самой республике с энтузиазмом восприняли предложение поставлять стройматериалы для Олимпиады. Это были весьма выгодные и почётные заказы, поэтому сразу же были определены лицензированные экспортёры для столь важной деятельности (мелкой фирмы «Прибой» среди них не было). Встал вопрос: откуда добывать песчано-гравийную смесь?

– Для добычи песка и гравия более всего в Абхазии подходит река Кодор, – рассказывает Александр Анкваб. – Мало кто знает, что несущая способность Кодора сравнима с Днепром. И надо же было природе так распорядиться, что прямо у устья Кодора в Чёрном море находится глубокая впадина! То есть вся гигантская масса песка и гравия, которую выносит в море Кодор, сразу же бесследно исчезает на огромной глубине. Таким образом Кодор, единственная из всех рек Абхазии, не участвует в пляжеобразовании. Поэтому добыча песчано-гравийной смеси здесь весьма целесообразна и безболезненна для окружающей среды.

Вот, скажем, из реки Псоу, по которой проходит граница России и Абхазии, нельзя брать инертные материалы: здесь песок и гравий играют важную роль в пляжеобразовании. Они укрепляют берег в районе Адлера, который веками непрерывно размывают набегающие с моря волны.

– Всего с 2009 по конец 2013 года через лицензированных экспортёров мы поставили из Абхазии в Россию 3 млн 250 тыс кубов песчано-гравийной смеси, – продолжает Александр Анкваб. – Только в 2011 году железной дорогой и морем мы доставили 911 тыс кубов. Могли доставить и больше, но у подрядчиков строительства были свои традиционные поставщики, они завозили инертные материалы из России и, бывало, даже из Турции.

Какова же была экономика поставок из Абхазии?

– Доставка сыпучих грузов от устья Кодора до российско-абхазской границы, это 130 км, обходилось в 220-230 рублей за тонну, – вспоминает Александр Золотинскович. – Проблема возникала на следующем участке: от границы до ближайшей на российской стороне железнодорожной станции Весёлое. Там всего 800 м, но это международный транспортный коридор. И цена провоза стройматериалов по этому 800-метровому отрезку согласно установленным тарифам равнялась цене провоза через всю Абхазию!

Вместе с расходами на провоз по железной дороге от станции Весёлое до Олимпийского парка и выгрузкой на месте себестоимость песчано-гравийной смеси с Кодора приближалась уже к 1000 рублям за тонну, что не лучшим образом влияло на конкурентоспособность абхазской продукции. Цена её из-за накладных расходов росла как на дрожжах. Помочь разрулить эту парадоксальную ситуацию пытался куратор олимпийской стройки, вице-премьер Правительства России Дмитрий Козак. Но и он изменить порядок оплаты за пользование международным транспортным коридором не мог.

– Если бы подобных препон изначально не существовало, вклад Абхазии в олимпийское строительство был бы более значительным, – с грустью заключил Александр Анкваб. – Мы способны поставлять в Россию не менее 2 млн тонн песчано-гравийной смеси в год.

Игорь ЛЕНСКИЙ