Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

 ВЕТЕР РОДИНЫ

 

От редакции. Продолжаем публикацию заметок Михаила Григорьевича Профателюка, который в годы Великой Отечественной войны был заместителем начальника штаба полка «Нормандия-Неман» по оперативной части. Рукопись его воспоминаний – огромную, в машинописном виде - привезли в редакцию дочери фронтовика, сохранившие труд отца для потомков. В результате появилась на свет книга «Сердца и крылья», а затем – свыше восьмидесяти заметок для онлайн-газеты, которые публикуются с 16 мая  2011 года. Редакция выражает большую признательность Ларисе Михайловне Абросимовой (Профателюк) за оказанную помощь при подготовке материалов к печати.

 

5 февраля 1945 года. К этому времени полк перебазировался на аэродром Виттенберг - немецкую авиационную базу, со многими жилыми постройками, ангарами и другими служебными зданиями, а также с бетонной взлётно-посадочной полосой.

Советские наземные войска окружили Кенигсберг. А он кишел отступившими в крепость гитлеровцами, которые не хотели сдаваться в плен, а пытались разорвать кольцо окружения и соединиться с частями, удерживающими оборонительные рубежи южнее города. Фашисты ещё сильны, и чтобы их одолеть, потребуется еще немало усилий.

…Майор Дельфино, выйдя из столовой, подошёл к группе пилотов, стоявших в стороне от главного входа и о чём-то оживлённо беседующих. Уважительно расступившись, они пропустили его в центр. Закурив сигарету, Дельфино поглядел на их лица и удивился -они были грустными.

- Кто осмелился вас опечалить?

- Ветер! - ответил Андре.

- Извините, не понял.

- Он дует с нашего родного края, и о многом напоминает, - объяснил капитан Матрас.

- Ветер Родины! - Дельфино почувствовал настроение пилотов. – Этот ветер лечит наши души. Пусть он поможет нам быть стойкими.

Беседа прервалась - с командного пункта прибежал переводчик де Фрид и, обратившись к Дельфино, доложил, что его вызывает к телефону генерал Захаров. Разговор был коротким, но содержательным. А через полчаса младший лейтенант Жак Андре повёл звено Яков прикрывать наземные войска от воздушного противника.

Летели в боевом порядке - пеленг. Впереди Андре с ведомым Робертом Ирибарном, правее их, уступом назад, Роже Пенверн с Морисом Монжом. Набрали высоту четыре тысячи метров и усиленно наблюдали за воздухом. Видимость хорошая. Прошли над лесом, затем над железной дорогой. Впереди показался Бранденбург, не доходя до него с десяток километров, проходила линия фронта. Развернувшись, четвёрка Яков направилась по кругу над позициями своих войск. Андре передал в эфир короткую фразу:

- Планета, «Нормандия-Неман»!

Из ответа Андре понял только одно слово - «фоккеры». Но и этого было достаточно. Все поняли и продолжали наблюдение.

С юго-запада приблизились две группы «фокке-вульфов», по шесть самолётов в каждой, на двух высотах, и все с бомбами. Андре рассуждал: ударную шестёрку прикрывает шестёрка с бомбами, чтобы после сброса их поменяться местами, значит, надо первый удар нанести всеми силами по ударной группе, не дать им прицельно сбросить бомбы. Превышение Яков в тысячу метров достаточно. Яки находятся в  солнечной стороне. «Фокке-вульфы» быстро сближались. Как только они оказались на подходе к нейтральной полосе, Андре передал в эфир:

- Раяки, вначале бьём по нижней группе... В атаку!

«Нормандцы» устремились вниз. И в эти секунды Андре понял, что пилоты «фокке-вульфов» изменили расстановку своих сил. Верхняя прикрывающая шестёрка, увидев Яки, устремилась вперёд и прикрыла собой нижнюю группу, которая уже готовилась пикировать на войска. Прикрыть-то прикрыли, а атаковать Яков не успели. Андре принял новое решение и подал команду:

- Раяки, атакуем верхних, а нижних - снизу!

«Нормандцам» помогли быстрое реагирование и исполнение новой команды, высокая маневренность самолётов и, безусловно, мужество пилотов. При стремительном пикировании, они сумели в короткие секунды довернуть машины, прицелиться по вражеским самолётам верхней группы, поразить их огнём, прорваться вниз и ударить по передним «фокке-вульфам» нижней группы. Затем метнуться под гитлеровские самолёты ударной группы и атакой снизу вверх вновь обстрелять подготовившихся к бомбометанию врагов и резкими горками выхватить Яки ввысь. Везде огненные очереди попадали в цель, за такими пилотами-метеорами не угнаться даже соколу. Выровняв машину в горизонтальном полёте, Андре осмотрелся. Ведомые были рядом. На земле горели три «фокке-вульфа», а три подбитые, задымляя всё вокруг, уходили на юго-запад. Три гитлеровские машины, уже без бомб, кружили выше Яков, а три, тоже без бомб, прорывались вверх к своим коллегам. Однако одного из них во время выхода из боевого разворота подловил Пенверн и срезал длинной очередью. «Фокке-вульф», загоревшись, отправился к земле, нарушив роковое для гитлеровцев число - три. К удивлению Андре, пилоты «фокке-вульфов», собравшись в стороне над своими войсками, не нападали на Яков. «Они набрали высотёнку тысяч пять и заманивают нас к себе. На этой высоте и повыше их новые машины имеют преимущество над нашими Яками в скорости и в маневрировании», - догадался он. Поняв, что пилоты Яков не собираются атаковывать их на этой высоте, гитлеровцы сами набросились на «нормандцев». Пара «фокке-вульфов» напала на Пенверна, тройка - на Андре. Начался ожесточённый воздушный бой. Пенверн и его ведомый Монж быстрым маневром отбили нападение гитлеровцев и сами атаковали их. После крутого разворота они зашли им в хвост и начали прицеливаться, Пенверн - по ведущему, а Монж - по ведомому. Самолёты сближались с большой скоростью, а когда осталось открыть огонь, сзади, снизу ударил по самолёту Пенверна пилот одиночного самолета, отделившись от пары, атаковавшей Андре. Он подкрался незамеченным. Вражеская длинная огненная трасса воткнулась в мотор и кабину Яка. Он, склонив нос, запылав факелом, понёсся к земле.

- Роже, прыгай! Прыгай! - закричал Монж. Он не стал продолжать атаку пары гитлеровцев, а бросился преследовать одиночный «фокке-вульф», который стрелял по самолёту Пенверна. Монж преградил ему путь на высоту, нагнал его на боевом развороте и сразил огненной очередью. Фашистский самолет, перевернувшись, отвесно упал на землю и взорвался.

Пока Монж вёл бой с одиночным гитлеровцем, две пары «фокке-вульфов» объединились и напали на Андре и Ирибарна. Они атаковали их с двух сторон, пытаясь захватить в «клещи». Но эта атака закончилась для них трагично. Яки на большой скорости ушли от них вниз, затем свечой вверх, и когда первый из преследовавших их «фокке-вульфов» выскочил вверх и перевалил самолет в горизонтальный полёт,

его срезал длинной очередью Андре. Остальные гитлеровцы, увидев гибель своего ведущего, сократили путь выхода на высоту, перевели машины с вертикального полета на горизонтальный и направились на свою территорию.

Наступила пора собираться в обратный путъ. Ирибарн рядом, а Монжа нет. Андре видел преследование им «фокке-вульфа» и падение горя­щего гитлеровского самолета. Затем доклад Монжа по радио о работе мотора с перебоями. Всё замолкло, а Монжа нет. Горючее на пределе. Время выполнения прикрытия вышло. Андре передал на станцию на­ведения два слова:

- Планета, дос-вид-даний!

Из того, что передали с земли, они поняли только одно слово, сказанное по-французски: Оревуар!

Возвращались после выполнения боевого задания только два Як-3, вместо четырёх. Пилоты вели машины молча. Они ещё не знали, что Монж через несколько дней вернётся после вынужденной посадки.

Михаил ПРОФАТЕЛЮК

Перепечатка текста и снимков допускается

только с указанием источника: Stopstamp.ru