Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

ОГНЕННАЯ КАРУСЕЛЬ
 
От редакции
Продолжаем публикацию заметок Михаила Григорьевича Профателюка, который в годы Великой Отечественной войны был заместителем начальника штаба полка «Нормандия-Неман» по оперативной части. Рукопись его воспоминаний – огромную, в машинописном виде - привезли в редакцию дочери фронтовика, сохранившие труд отца для потомков. В результате появилась на свет книга «Сердца и крылья», а затем – свыше восьмидесяти заметок для онлайн-газеты, которые будут опубликованы в течение трёх месяцев (первые публикации – 16 -18 мая). Редакция выражает большую признательность Ларисе Михайловне Абросимовой (Профателюк) за оказанную помощь при подготовке материалов к печати.
 
В теплое апрельское утро шестерка истребителей Як-1, ведомая майором Тюляном, рассекая голубое небо, мчалась под лёгкими прозрачными тучками на юго-запад. Перед вылетом он помог пилотам проложить на картах маршрут полёта, пояснил боевую задачу, довёл до них изменения линии фронта, напомнил радиоданные, а затем лично проверил готовность каждого из них к полёту.
Вдали в густой дымке показался сильно разрушенный город, а за ним, на горизонте, длинная задымлённая полоса. «Спас-Деменск, фронтовые позиции. Вот тут и требуется наша поддержка. Чего бы это ни стоило, не допустим бошей к русским позициям, это будет вклад в освобождение нашей Отчизны», - присматриваясь, рассуждал Тюлян и подал команду набирать высоту. Слаженная шестёрка Яков рванулась ввысь. На высоте двух тысяч метров они рассредоточились и, развернувшись, проследовали по большой восьмерке, параллельно линии фронта, центр которой был в нескольких километрах севернее города, над боевыми позициями советских войск. Зенитная артиллерия противника, выпустив несколько десятков снарядов, разорвавшихся выше истребителей, умолкла. «Плохой признак, гитлеровцы что-то замышляют, раз прекратили огонь», - усомнился в действиях немецких зенитчиков Тюлян и, нарушив радиомолчание, передал в эфир:
- Раяки, усилить наблюдение! Привести оружие в готовность! Занять свои места !
Тюлян со своим ведомым стал кружить на высоте двух тысяч метров, пара Майе следовала над ними с превышением в пятьсот метров, а ещё выше летала пара Дюрана. Они успели совершить три круга, разглядывая наземный бой.
Наблюдение было прервано встревоженным восклицанием Дюрана:
- На двенадцать часов (выражение означает, что цель находится в направлении положения часовой стрелки. – Авт.) на нашей высоте неизвестные!
- Вижу, - спокойно ответил Тялян. Он внимательно смотрел на ходко приближающиеся самолёты и быстро опознал их.
- Полтора десятка «мессеров»… Многовато! – раздался голос кого-то из пилотов.
- Ошибаетесь! Это «фоккеры». Их двенадцать и все с бомбами, - подправил неизвестного информатора Тюлян. - Раяки, встретим их до боевых позиций войск. Маневр!
«Нормандцы» вертикальными горками взмыли к солнцу и устремились к «фокке-вульфам».
За какие-то секунды гитлеровцы разделились на две равные подгруппы. Одна из них перестроилась в колонну самолетов, готовясь к бомбометанию, а другая, набирая высоту, готовилась прикрывать первую. Всматриваясь в противника, Тюлян все больше входил в азарт и мгновенно выбрал направление удара. В наушниках громко зазвучал его голос:
- Раяки. атакуем! Моя нижняя подгруппа, со мной Майе с ведомым. Дюран, твоя верхняя, прикрывающая, свяжи её боем!
Воздушная схватка началась. Гитлеровцы нижней подгруппы направились к позициям советских войск, чтобы с пикирования сбросить бомбы. Не мешкая, Тюлян перевёл самолёт в пикирование и устремился к ведущему ударной шестёрки. Атакуя его спереди, сверху под ракурсом четыре четвёртых и прицеливаясь, он открыл огонь. Светящиеся трассы впились в мотор и кабину вражеской машины. Один из немцев, вздыбив свою машину, начал стрелять по Яку Тюляна. Дервиль бросился на него и открыл заградительный огонь. А когда после атаки Тюлян свечой увёл свой самолёт вверх, Дервиль поторопился за ним, восхищённо восклицая:
- Мой командир, сбили «фоккера»! Горит! Падает! Взорвался!
Майе и Бизьен, не отставая от командира экскадрильи, ударили по «фокке-вульфам», приближающимся к позициям наземных войск. После прицеливания и открытия огня они взмыли вверх, заметив, что гитлеровский самолёт, атакованный Майе, загоревшись, упал на землю, а обстрелянный Бизьеном, оставляя дымный след, покинул поле боя.
Повторная атака не потребовалась. Потеря трёх самолётов привела гитлеровцев к панике. Боевой порядок рассыпался, гитлеровцы ошалело заметались. Сбрасывая бомбы куда попало, нацисты устремились вверх.
Дюран и Познански сходу навязали бой шести «фокке-фульфам». Они смело устремились в атаку, стараясь связать их боем, не допустить к ударной подгруппе. Используя своё главное преимущество – манёвренность Яка, «нормандцы» смело напали на фашистов, отяжелённых бомбами. Завязался яростный бой. Всё смешалось в огненной карусели. Нанося удары, Дюран и Познански легко уходили от атак гитлеровцев. Дюран, подловив пару «фокке-фульфов» на развороте, после молиниеносного броска, оказался в хвосте машины ведомого немца. Дистанция быстро сокращалась. Длинной очередью он поджёг фашистский самолёт. «Фокке-фульф» завалился на крыло, упал вниз и врезался в землю. Гитлеровцы пошли на крайнюю меру. Два их пилота, сбросив бомбы, устремились к Якам. Во взаимодействии с другой парой оттеснили Познански от Дюрана и атаковали их на виражах. Закружились две карусели, под наблюдением остальных гитлеровцев «Фокке-фульфы» стали преследовать Яки на глубоких виражах. Дюран довёл угол виража до максимального и вскоре оторвался от вражеского самолёта и стал его нагонять. Познански тоже стал приближаться к своему противнику. Поняв, что они проигрывают бой, фашисты пошли на хитрость. Как только Познански, летя по окружности, приблизился к соседнему кругу, гитлеровец, круживший с Дюраном, внезапно рванул самолёт в сторону машины Познански и открыл по ней огонь. Послышались глухие удары по самолёту, что-то обожгло ногу и плечо пилота. Возник какой-то скрежет в моторе. Уменьшилась тяга. Самолёт стал снижаться.
В ту же секунду, когда сорвался в воровскую атаку пилот «фокке-фульфа», Дюран рванулся к нему и прошил мотор его самолёта огненной трассой. Охваченный пламенем, вражеский самолёт крутнулся вокруг своей оси, перешёл в отвесное пикирование и столкнулся с землёй.
Познански передал по радио:
- Альбер, я ранен, мотор повреждён, плохо себя чувствую, ухожу…
Он говорил ослабленным голосом, видимо, ощущая упадок сил. Дюран, сопровождая своего ведомого, передал ему:
- Андре, не падай духом! Тяни на аэродром.
Познански ему не ответил. Его Як полого снижался, летел на восток, всё уменьшаясь в размере и приближаясь к земле, вскоре исчез, словно растаял в голубом мареве…
Оставшиеся с бомбами четыре «фокке-вульфа» кинулись вниз бомбить войска. Но их перехватили Тюлян и Майе со своими ведомыми. Возник новый очаг боя. Гитлеровцы, поняв, что прицельно бомбить не удастся, сбросили бомбы куда попало. К «фокке-вульфам» присоединись ещё три машины из первой подгруппы. Обоюдные атаки следовали одна за другой. Применяя фигуры высшего пилотажа, «нормандцы» смело нападали на «фокке-вульфов». После резкого переворота через крыло Тюлян настиг гитлеровца, атакующего Дервиля. Сблизившись с ним, он длинной очередью из пушки и пулемётов изрешетил самолёт врага. «Фокке-вульф», беспорядочно кувыркаясь, свалился на землю. Вихрем пронёсся Майе и перехватил на встречнопересекающемся курсе ближнего фашиста, пытавшегося зайти в хвост самолёта Тюляна. Удачно прицелившись, он короткой, блеснувшей, как молния, трассой, ударил по кабине «фокке-вульфа». Фашистский самолёт, охваченный пламенем, свалится вниз, а рядом с ним в воздухе появился белый купол парашюта.
Тюлян вертикальной горкой вырвался вверх, а Дервиль преследовал нахального гитлеровца, который уже дважды пытался атаковать его. В эти мгновения два «фокке-вульфа» с двух сторон навалились на Дервиля. Заметив их атаку, он резким манёвром увернулся от огненных трасс, ринувшихся слева, и успел атаковать немца, обрушившегося на него справа. Огненная очередь Дервиля и повторная очередь с левой стороны возобновившего атаку немца, будто две молнии, сверкнули одновременно. Атакованный «фокке-вульф», задымив, клюнул носом и со снижением устремился на запад. А Дервиль почувствовал, как вздрогнул его Як, и мотор стал работать с перебоями. Он сразу известил об этом Тюляна:
- Раяк-1, подбит мотор, пробиваюсь на аэродром…
- Раймонд, не отчаивайся, долетишь! – передал по радио Тюлян и рванул самолёт к своему ведомому.
Через несколько секунд Тюлян уже был в районе, где пилотировал Дервиль подбитый самолёт… Но ни Яка Дервиля, ни парашюта, на котором он мог покинуть самолёт, не было. Тяжёлое предчувствие сжало сердце Тюляна. Он несколько десятков секунд кружился над местностью и всматривался в землю. Не обнаружив следов упавшего самолета, рванул машину вверх. Его печальные мысли отвлёк услышанный в наушниках шлемофона взволнованный голос Майе:
- Биз, где ты? Биз, что с тобой?
- Снижаюсь, мотор слабо тянет, - раздался еле слышный ответ.
Переведя Як в горизонтальный полёт, Тюлян увидел бой Майе с двумя «фокке-вульфами», а несколько в стороне – схватку Дюрана с одним вражеским самолётом. Взглянув вниз, заметил снижающегося Бизьена.
Обстановка резко изменилась. Появление ещё одного Яка всполошило врагов. Четыре «фокке-вульфа», будто по команде, улизнули вниз и рванули на территорию, ещё занятую фашистами.
Тюлян, Дюран и Майе, словно сговорившись, потянулись к Бизьену, который на радиовызовы не отвечал. Они нагнали его быстро. Его Як, медленно теряя высоту, скользил по прямой, склоненной к горизонту, траектории, направляясь к юго-западу, в сторону фронта. Тюлян, пренебрегая угрозой срыва самолёта в штопор, приблизился к кабине Яка Бизьена и взглянул на пилота. Бизьен сидел наклонясь, видимо сдерживаемый привязными ремнями. Его окровавленное лицо подбородком опиралось на грудь, а руки сжимали ручку управления самолётом.
- Ему уже никто не может помочь. Он уходит из жизни сидя, - печально промолвил Тюлян и молча рванул самолёт вверх. За ним поспешили Дюран и Майе. Набрав высоту, они оглянулись. Самолёт Бизьена скрылся из виду.
Чтобы отвлечь командира от грустных размьшлений, Майе сказал:
- Всё же мы им отомстили, достаточно сбили и подбили...
- Как определять... Потеря друзей невосполнима.
...На рулёжной дорожке возле стартового командного пункта, по установившейся традиции, собрались свободные от полётов пилоты и механики. Они всматривались в сторону лесного массива, над ним должны показаться шесть Яков. В души некоторых однополчан заползли мрачные предчувствия. А кто-то, из самых глазастых, крикнул:
- Показались наши! Летят!
Вначале появился один Як, затем второй, третий...
- Это чужие, наши придут крылышко к крылышку, - уверенно заявил механик самолета Тюляна Жан Калорб.
Однако прилетевшие истребители встали в круг и быстро приземлились.
Пропустив рулящие самолеты, все: бросились на стоянку. Прилетевшие стояли возле флагманского самолёта, в кругу толпившихся друзей. Всё было рассказано детально. Не утаили свои ошибки и просчёты. Слушавшие пилоты восприняли услышанное двояко: с сердечной болью и гордостью за проявленный героизм выполнявших боевое задание.
Михаил ПРОФАТЕЛЮК
Перепечатка текста и снимков допускается
только с указанием источника: Stopstamp.ru