Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

ПОБЕДНЫЙ БОЙ НАД НЕМАНОМ

 

От редакции. Продолжаем публикацию заметок Михаила Григорьевича Профателюка, который в годы Великой Отечественной войны был заместителем начальника штаба полка «Нормандия-Неман» по оперативной части. Рукопись его воспоминаний – огромную, в машинописном виде - привезли в редакцию дочери фронтовика, сохранившие труд отца для потомков. В результате появилась на свет книга «Сердца и крылья», а затем – свыше восьмидесяти заметок для онлайн-газеты, которые публикуются с 16 мая  2011 года. Редакция выражает большую признательность Ларисе Михайловне Абросимовой (Профателюк) за оказанную помощь при подготовке материалов к печати.

 

В небольшом помещении командного пункта на аэродроме Микунтаны было многолюдно. Пилоты ждали получения боевой задачи. При внезапном появлении подполковника Пуйяда все притихли. Окинув доброжелательным взглядом пилотов, он подошёл к младшему лейтенанту Шику и спокойно спросил:

- Мишель, что нового?

- Звонили из штаба дивизии, приказано продолжать дежурство парами пилотов до конца дня, в готовности номер один...

- Пусть заступает третья эскадрилья, - распорядился Пуйяд и подошёл к Пьеру Матрасу, высокому, широкоплечему капитану. - Я еду на самолётную стоянку, могу подвезти вашу первую дежурную пару...

- Они не откажутся, мой командир. Пьерро и Лемар, поторопитесь!

Пилоты, захватив лётные куртки, планшеты с картами и шлемофоны, бодро зашагали вслед за командиром полка. У самолётов Пуйяда встретил старший инженер полка Сергей Агавельян. Пилоты направились к своим самолётам, а через пятнадцать минут, уже находясь в воздухе, услышали по радио задачу:

- В квадрате 15-35 обезвредить корректировщика...

- Фернан, я помню этот квадрат, там Неман делает петлю, похожую на голову гиппопотама, - раздался смешливый голос Лемара.

- Жорж, раз видел - не прозевай! - озабоченно ответил Пьерро.

Осматривая воздушное пространство, они поглядывали и на землю. Стоял погожий день, и две чёрные тени бежали справа от их пути.

- Высота маловата, наберем еще тысячу, - предупредил Пьерро и плавно подвинул к себе ручку управления. Яки послушно устремились вверх. Только набрали высоту, как Лемар передал:

- Фернан, смотри, справа озеро, похожее на серп луны, теперь до нашей цели рукой подать... Давай довернём влево!

Пьерро согласился. Это позволило им зайти в заданный квадрат со стороны солнца. Подойдя к характерному изгибу реки, они издали увидели висящими над полем боя советских войск не одного корректировщика, а пять разнотипных самолётов. Один из них был похож на бомбардировщика, а четыре - на истребителей.

- Жорж, мы что, обознались? - засомневался Пьерро.

- Не совсем так, - спокойно ответил Лемар. - Это означает, что корректировщика охраняют четыре истребителя, похожие на «фокке-вульфов». Что будем делать?

- Атаковать! Ты бьешь по корректировщику, я отвлекаю истребителей. Вперёд!

На появление двух Яков пилоты вражеских самолётов не отреагировали, видимо, ещё не обнаружили в солнечных лучах. Корректировщик кружился над позициями войск, а истребители над ним по маршруту большой восьмёрки.

Переведя Яки в крутое пикирование, Пьерро и Лемар устремились вниз, сближаясь с фашистскими машинами. Пьерро прицелился по ведущему четвёрки «фокке-вульфов-190». Удерживая его в прицеле, он нажал на гашетки огня. Светящиеся пушечные и пулемётные трассы впились во вражескую машину. Чтобы не столкнуться с ней, он резкой горкой взмыл вверх. Атакованный «фокке-вульф» вспыхнув, перевернулся кабиной вниз, опустил нос, упал в реку, вытолкнув из неё большой водяной фонтан. Остальные вражеские истребители в панике отвалили в сторону, затем ушли ввысь.

Одновременно с ведущим, атаковавшим истребителя, Лемар поймал в прицел свою цель - корректировщика, опознав в нём двухфюзеляжного «фокке-вульфа-189», которого русские прозвали «рамой». До предела приблизившись к нему, он начал бить  пулемётно-пушечной очередью по мигающей солнечными бликами кабине и правому мотору, затем боевым разворотом вырвал машину в сторону солнца. «Рама» загорелась и, оставляя за собой хвост чёрного дыма, столнулась с землёй.

Обозлённая потерей корректировщика и одного из их коллег, тройка вражеских пилотов успела набрать высоту и свирепо набросилась на Пьерро, атаковав его в лоб. Самолёты с крестами и самолёт с красной звездой сблизились со скоростью молнии. Первыми открыли огонь гитлеровцы. Их сверкающие трассы пронеслись рядом с кабиной машины Пьерро. Он тоже обстрелял немецкие машины, но более точно. Его огненная очередь ударила в широколобый мотор правофлангового «фокке-вульфа». Самолёт противника опустил нос и стал заваливаться вниз, подставляя себя под огонь Пьерро. Он только и ждал этого. Вторая короткая очередь - и «фокке-вульф» воспламенился и упал,  оставив за собой дымную дорожку. Оставшаяся пара гитлеровцев проскочила вперёд и, сделав удачный переворот, зашла в хвост Яка Пьерро. Набравший высоту Лемар  бросился наперерез и заградительным огнём отбил их атаку. Пьерро развернулся и вместе с Лемаром зашёл в хвост «фокке-вульфам». Однако вражеской паре удалось взмыть в небо. Пьерро и Лемар опрометью бросились вдогонку и, нагнав немцев, атаковали их. Всё же гитлеровцам посчастливилось улизнуть, чтобы вновь атаковать Яки. Пытаясь зайти в хвост, истребители забирались всё выше и выше. Между противниками разгорелся ещё более отчаянный бой. Они вертикально пикировались, затем свечой набрали высоту. «Фокке-вульфы» на бешеной скорости зашли в хвост пикирующим Якам. Пьерро и Лемар сумели оторваться от немцев и уйти вверх, а затем внезапно для противника сманеврировать и оказаться в хвосте их самолётов. Точное прицеливание и открытие огня. Длинные смертельные трассы прошили фашистские самолёты. Ведущий «фокке-вульф» упал огненным факелом в реку, а ведомый, полыхая языками пламени, сорвался в пологое пикирование и, пересекая характерный изгиб Немана, скрылся в приречной дымке.

Небо было пустынным, оно не мешало советским воинам продолжать наступление. Смахнув со лба пот, Пьерро передал:

- Жорж, пристраивайся. Мы показали, чего стоим. Несколькими фашистами стало меньше. Нам пора на отдых.

Оставив за спиной фронт, они возвращались на аэродром. В полёте посматривали друг на друга и улыбались. Радость победы одухотворяла их уставшие лица.

Михаил ПРОФАТЕЛЮК

Перепечатка текста и снимков допускается

только с указанием источника: Stopstamp.ru