Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

 НОВЫЕ ВИТКИ ДРУЖБЫ

 

От редакции. Продолжаем публикацию заметок Михаила Григорьевича Профателюка, который в годы Великой Отечественной войны был заместителем начальника штаба полка «Нормандия-Неман» по оперативной части. Рукопись его воспоминаний – огромную, в машинописном виде - привезли в редакцию дочери фронтовика, сохранившие труд отца для потомков. В результате появилась на свет книга «Сердца и крылья», а затем – свыше восьмидесяти заметок для онлайн-газеты, которые публикуются с 16 мая  2011 года. Редакция выражает большую признательность Ларисе Михайловне Абросимовой (Профателюк) за оказанную помощь при подготовке материалов к печати.

 

В полдень генерал Захаров позвонил майору Дельфино и передал ему распоряжение высшего штаба о корректировке дневной задачи:

- Юго-западнее Кенигсберга разгромлена гитлеровская группировка. Теперь усилия советских войск направлены на Земландский полу­остров. Высший штаб поставил вам новую задачу: прикрывать бомбардировщиков. Они будут действовать по оборонительным позициям немцев в районе Пиллау. Вопросы взаимодействия согласуйте в моём штабе...

Дельфино довёл задачу до эскадрилий. «Мы - «охотники», сопровождать другие роды авиации нам не свойственно. Нам больше по душе активный бой, чем охрана. Но раз приказано -  прикроем бомбардировщиков как следует», - думал он и решил возглавить полёт лично.

Готовились, хотя и недолго, но упорно. Погода не ухудшалась, правда, лёгкие перистые облака, белевшие на высоте пять тысяч метров, несколько уплотнились. В назначенное  время все шестнадцать пилотов, выделенных сопровождать Пе-2, сидели в кабинах самолётов. Вскоре в воздух взвились две зелёные ракеты. Пилоты запустили моторы и вслед за Дельфино порулили на старт. Выстроенные друг за другом, звенья стремительно взлетели. Недалеко от аэродрома, на высоте трех тысяч метров, летели четыре девятки бомбардировщиков Пе-2 из уже знакомой «нормандцам» дивизии. Истребители, обладая большей скоростью полёта, быстро заняли свои места в общем боевом порядке. Дельфино, осмотревшись, остался доволен увиденным. С превышением в пятьсот метров слева в третьей девятке Пе-2 летели в группе непосредственного прикрытия Гастон де Сен-Марсо с Жоржем Анри и Жозеф Шендорф с Марселем Перреном. Справа - Роже Соваж с Робертом Марки и Жорж Лемар с Роже Версини. А в хвосте четвёртой девятки Пе-2, повыше бомбардировщиков, следовали Луи Дельфино с Морисом Гидо и вели сковывающую группу в составе: Жак Андрэ с Габриэлем Мерцизеном, Гаэль Табуре с Леоном Угловым. И над ними, с превышением в тысячу метров, в подвижном резерве - Морис Шалль с Пьером Дуаром.

Загруженные бомбами, Пе-2 басовито гудели и, по выражению Дельфино, «не торопились», а истребителям приходилось маневрировать, чтобы уравнять скорости. Небо было пустынным и по-весеннему светлым. Путь был не длинным, и вскоре показалось балтийское побережье. Осо­бенно, отмеченные солнечными лучами, выделялись залив Фришес-Гаф, коса Фришес-Нерунг и морская крепость Пиллау. Бомбардировщики довернули вправо и взяли курс на северо-запад, под углом к морскому берегу. Истребители беспрерывно следили за воздухом. Через несколько минут спокойного полёта открыли огонь прибрежные зенитки. Чем ближе подходили Пе-2 к цели, тем усиливался зенитный обстрел. Потом внезапно стих. С севера к бомбардировщикам устремились вражеские истребители. Экипажи Пе-2, казалось, не обращали никакого внимания ни на зенитчиков, ни на гитлеровских истребителей. Вероятно, они надеялись на «нормандцев», зная их самоотверженность. Подойдя к Пиллау, каждая девятка Пе-2 перестроилась в пра­вый пеленг звеньев. На боевом пути они, совершая противозенитный маневр, пикировали на цель звеньями и сбрасывали бомбы. Как только одно звено отбомбилось и выходило из пикирования, его место занимало следующее.

Дельфино зорко следил за вражескими истребителями, которые вначале скапливались над Пиллау и воздерживались от атак. А когда Пе-2 стали пикировать, бросились на них. Первым их заметил Дельфино. Два крадущихся «фокке-вульфа» слева крутнулись, вероятно, намереваясь напасть на Пе-2 при их выходе из пикирования.

- Гастон, слева пара «фоккеров». Атакуйте их! - передал Дельфино.

- Вижу, перехватим!

По команде де Сен-Марсо, Шендорф и Перрен устремились наперерез гитлеровцам и навалились на них. Ведущий уже в прицеле. По ведомому прицелился Перрен. Гашетки нажаты. Огненные очереди догнали немецкие машины. Ведущий «фокке-вульф», загоревшись, упал в море, а ведомый беспорядочно свалился вниз и взорвался в районе падения бомб.

Лемар и Версини перехватили двух «мессершмиттов», мчавшихся в атаку на звено Пе-2, начавших пикировать. Они атаковали гитлеровцев на встречнопересекающемся курсе и открыли огонь. Один из «мессершмиттов», полыхая огнём, упал в море, а второй, дымя, вышел из боя.

Бомбардировщики продолжали бомбометание, выполняя второй заход. Истребители противника наглели. Верхние пары объединились, и сразу две группы свалились на «нормандцев». Меньшая - пять «фокке-вульфов» напала на резервную пару - Шалля и Дуара. Большая - восемь «мессершмиттов» - набросилась на Дельфино и его ведомых. Воздушная обстановка резко изменилась. Бой распался на отдельные очаги.

Шалль и Дуар не испугались численного превосходства немцев. Они стремительно развернулись и атаковали их в лоб. Навстречу «нор­мандцам» понеслись огненные трассы. Но они открыли огонь в последние секунды, целясь по широколобым моторам. Пушечно-пулеметные очереди попали в цель. Пилоты «фокке-вульфов», боясь столкновения, рванули машины вниз, а Шалль и Дуар вверх. Дуар успел заметить, что «фокке-вульф», атакованный Шаллем, упал на землю и взорвался, а обстрелянный им, быстро снижаясь, направился в сторону аэродрома Пиллау. Тройка гитлеровцев не отставала. Видимо, обозлённые неудачами, они рванули машины крутыми горками вверх, но на несколько секунд позже Яков. Этого было достаточно, чтобы Шалль и Дуар сбили первого из них в верхней точке подъема. Пилоты оставшейся пары «фокке-вульфов» успели перевести свои машины в горизонтальный полёт и в третий раз атаковать Шалля и Дуара, уже на горизонтальных виражах. Закружились истребители. Шалль стал нагонять ближнего к нему немца и отвлёкся прицеливанием. И в это время сверху, мчась на громадной скорости, с ним сблизился «мессершмитт». Увидев его, Дуар закричал:

- Морис, берегись, в хвосте Яка «мессер»...

Но Шаллю уже не хватило времени. Он, прекратив атаку, рванул в сторону уже загоревшийся Як, который плохо слушался рулей и валился вниз.

- Морис, прыгай! Прыгай! - продолжал кричать Дуар.

Куда упал самолёт Шалля, он не видел, так как на него навалились ещё два гитлеровца. Дуар ушёл от них крутым пикированием вниз, где Дельфино со своей группой сражался против стаи гитлеровских коршунов. Пикируя, Дуар ещё не знал обстановки на втором ярусе, где сковывающая группа Дельфино связала боем вначале восемь «мессершмиттов», а затем ещё шесть «фокке-вульфов». Действия «нормандцев» дали возможность лётчикам Пе-2 беспрепятственно разрушить оборонительные сооружения немцев и нанести большие потери их живой силе.

Дуар, увидев атаку двумя «мессершмиттами» Гидо, ударил по веду­щему гитлеровцу, проскочил вниз и стремительной горкой атаковал снизу и прошил длинной очередью «фокке-вульфа», напавшего на Табуре, затем поспешил на помощь Дельфино, сражавшемуся с тремя «мессершмиттами». Атакованные Дуаром, вражеские самолёты мигом покинули поле боя.

В молниеносных атаках «нормандцы» не выпускали из района схваток в сторону бомбардировщиков ни один вражеский самолёт. Бой оже­сточался. На Дельфино и Гидо вновь напали четыре «мессершмитта».

Самолёты закружились по горизонту. Воспользовавшись этим, один из пилотов «фокке-вульфа», удирая от атаковавшего его Андрэ, пронёсся на большой скорости мимо пилотов, дерущихся на виражах, дал короткой очередью по самолёту Гидо и, не сбавляя скорости, вновь удрал. В наушниках раздался взволнованный голос Гидо:

- Подбит мотор, ухожу на вынужденную...

Пилота, подбившего машину Гидо, снова стал преследовать и нагонять Андрэ. Точно прицелившись, он поразил гитлеровскую машину длин­ной очередью. Она огненным факелом понеслась вниз и упала в залив. Андрэ развернул машину и продолжал искать своего ведомого Марцизена. Он быстро нашёл его в окружении трех «мессершмиттов». Марцизен, ведя бой, на огонь врагов ответил своими огненными очередями. Андрэ прорвался через заслон вражеских машин к своему ведомому с опозданием на несколько роковых секунд. Одному из нацистов удалось огненной трассой подбить машину Мерцизена. Он вышел из боя, пикируя к земле, и на малой высоте ушёл в сторону аэродрома, передав по радио:

- Машина плохо слушается, мотор работает с перебоями, тяну домой...

Воздушный бой разгорелся с новой силой. В фигурах высшего пилотажа замелькали чёрные кресты и красные звёзды. Огненные трассы расчертили воздушное пространство в фантастические чертёжные сложения. И в эти минуты де Сен-Марсо сообщением по радио подтвердил командирские наблюдения Дельфино:

- Раяк-1, Пе-2 задание выполнили и собрались в боевой порядок, потерь у них нет. Уходят.

Дельфино не успел своевременно ответить - на него напали три «фокке-вульфа». Присоединившийся к командиру полка в качестве нового ведомого, Дуар заградительным огнем отогнал  их от Дельфино.

Командир полка передал в эфир команду:

- Раяки, выходим из боя, сбор над бомбардировщиками!

«Нормандцы», сгруппировавшись, напали на уже редкий вражеский заслон, открыв кучный огонь. Гитлеровские пилоты шарахнулись в стороны. Яки мигом устремились вниз, догнали Пе-2 и заняли своё место в общем боевом порядке. А Марки отделился от строя и взял курс в район вынужденной посадки Гидо и Мерцизена.

Дельфино на обратном маршруте летел ближе к лётчикам Пе-2. Он видел через остекление кабин их весёлые лица. «Всё закономерно. Им и следует радоваться, без боевых потерь выполнили трудную задачу, а о наших утратах не знают, - думал Дельфино. - Мои же подопечные летят с грустными лицами, хотя заслуживают не меньшей похвалы. Шесть сбитых и четыре подбитых, при сохранности всех Пе-2, это немало шагов вперёд к общей победе…»

На стоянке их встретили с триумфом и слезами. Особенно тяжело переживал потерю своего командира экипажа Мориса Шалля механик его самолёта старший сержант Федор Косарев. Стояли с опечаленными лицами механики самолётов Гидо и Мерцизена. Да и не только они: тяжело переживали беду старший инже­нер полка Сергей Агавельян, техники и механики авиационные, оружейники, радисты... Во взаимоотношениях французов и русских, объединённых общим горем, появились новые витки дружбы.

...Марки произвёл посадку на семь минут позднее группы. Его доклад был краток: Гидо и Мерцизен живы, самолёты приземлены с убран­ными шасси.

Михаил ПРОФАТЕЛЮК

Перепечатка текста и снимков допускается

только с указанием источника: Stopstamp.ru