Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ЦИРКУЛЯР

ДЛЯ ПУШКИНСКОЙ ОТКРЫТКИ

 

В России первые открытые письма - почтовые карточки (без иллюстраций) были введены в обращение 1 января 1872 года. Право на их выпуск принадлежало только почтовому ведомству. Другие бланки для пересылки использовать не разрешалось.

Иллюстрированные открытые письма, или открытки, как их обычно называют, появились в России лишь в 1895 году после выхода правительственного распоряжения от 19 октября 1894 года. Для пересылки открыток разрешалось использовать бланки частного изготовления. При этом было указано, что адресная сторона их должна соответствовать образцу, установленному почтовым ведомством. «Частникам» запрещалось лишь печатать на ней Государственный герб и, естественно, почтовую марку. Это разрешение явилось ответом на многочисленные просьбы как русских, так и западноевропейских предпринимателей, желавших заняться выпуском печатной продукции, обещавшей быть весьма прибыльной (отметим, кстати, что иллюстрированные открытки в Европе появились в 1870 году).

Первые русские иллюстрированные открытки были видовыми. На одной из них, из серии с видами Москвы, филокартисты обнаружили надпись «Дозволено цензурой. Москва. 18 ноября 1895 г.» Эта дата пока и считается  днём рождения иллюстрированной открытки в России.

 

К такой московской серии относится и первая открытка, посвящённая А.С.Пушкину. На ней изображены три сюжета - Сухарева башня, Английская церковь и памятник А.С.Пушкину работы А.М.Опекушина, открытый 6 июня 1880 года.

Дальнейшее издание пушкинских открыток связано с празднованием в 1899 году столетнего юбилея со дня рождения поэта. К этому событию готовилась вся Россия. Особенно тщательно - известное своей благотворительной деятельностью издательство Общины святой Евгении, которое заказало открытки на пушкинскую тему известным русским художникам В.Васнецову, Е.Бём, А.Афанасьеву, М.Зичи и другим. В результате была издана серия из пятнадцати открыток с портретами А.С.Пушкина, связанными с ним памятными местами и сюжетами из его произведений.

Этот юбилейный пушкинский выпуск был необычным, так как имел оригинальное оформление адресной стороны открыток. В верхнем левом углу на ней была напечатана марка-виньетка с портретом А.С.Пушкина, «погашенная» памятным «почтовым штемпелем» с текстом по кругу: «МОСКВА. 1799. V. 26. 1899» (эту работу выполнил известный русский гравер В.В.Матэ). Внизу, справа, был помещен рисунок, созданный художницей В.П.Шнейдер из элементов художественного оформления первых изданий Пушкина, с датой «1799» и  строкой из стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»:

«Слух обо мне пройдет по всей  Руси великой»…

Из-за того, что оформление адресной стороны открыток было столь необычным и не соответствовало утвержденному образцу, 19 февраля 1899 года почтовым ведомством был издан специальный циркуляр, который давал разрешение на их выпуск в продажу и почтовое обращение.

Помимо Общины св. Евгении, деятельное участие в выпуске иллюстрированных пушкинских открыток принимали и другие издательства. В результате появились целые серии открыток с портретами поэта, связанными с ним памятными местами, репродуцированными с произведений известных художников и граверов Е.Гейтмана, О.Кипрен-ского, В.Тропинина, Т.Райта, Н.Уткина, П.Соколова и других. К юбилею Пушкина подготовило открытки и Петербургское прогрессивное издательство В.Метлякова (оформление художника С.Волонсевича), московская фототипия Шерар, Набгольц и К°.

Были и другие менее известные издательства, не оставшиеся в стороне от юбилея поэта. Расскажем о некоторых из них.

Вот открытка-билет для входа в Санкт-Петербургский зоологический сад по случаю пушкинских празднеств 26 мая 1899 года. На ней - портрет А.С.Пушкина работы П.Чикина и рисунок - торжественный выход царя и царицы. Под рисунком надпись: «Воспоминание о пушкинских празднествах в С.П.Б. зоологическом саду 26 мая 1899 г.» Открытка-билет выполнена многоцветной печатью в печатне Р.Голика. На оборотной стороне в соответствии с образцом, утвержденным почтовым ведомством, надписи на русском и французском языках. Вверху - «Всемирный почтовый союз. Россия». Чуть ниже: «Открытое письмо». По центру - пунктирные линии для написания адреса получателя. Внизу надпись - «На этой стороне пишется только адрес». В верхнем правом углу обозначено место для наклейки почтовой марки. С левой стороны открытка имела отрывной талон, на котором была указана цена за вход - 30 коп. и благотворительный взнос - 2 коп.

На другой многоцветной открытке, отпечатанной в хромолитографии Вольфрум и Гауптман в Нюрнберге, - портрет А.С.Пушкина (репродукция с гравюры Т.Райта), герб рода Пушкиных и «Вид села Михайловского», под которым строки из стихотворения «…Вновь я посетил»:

«Вот смиренный домик,

Где жил я с бедной нянею моей…»

Оборотная (адресная) сторона открытки аналогична предыдущей.

Празднования по случаю 100-летнего юбилея  Пушкина, как мы уже отмечали, проходили по всей России. Поэту устанавливали новые памятники, бюсты. Один из них был запечатлён на открытке «Тула. Пушкинский сад».

Владимир ПАНТЮХИН