Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

Юрий УРЛИЧИЧ – генеральный директор –  генеральный конструктор ОАО «Российские космические системы», генеральный конструктор ГЛОНАСС:

ГЛОНАСС-ТЕХНОЛОГИИ ПРИЗВАНЫ ВНЕСТИ ИЗМЕНЕНИЯ В МИРОВОЗЗРЕНИЕ НАШЕГО ОБЩЕСТВА

На сегодняшний день в мире существуют только две функционирующие глобальные навигационные спутниковые системы - ГЛОНАСС (РФ) и система Navstar, больше известная как GPS (США). Сейчас только эти страны могут самостоятельно обеспечивать свои потребности в спутниковой навигации, проводить в этой области независимую политику, то есть гарантировать свой навигационный суверенитет. В перспективе (после 2015 года) ожидается увеличение орбитальных группировок навигационных космических аппаратов всех стран, имеющих или создающих глобальные навигационные спутниковые системы (ГНСС): ГЛОНАСС (РФ), GPS (США), Galileo (ЕС), COMPASS (Китай). В каждой из них будет насчитываться до 30 космических аппаратов. При этом проект ЕС испытывает серьёзные трудности - и финансовые, и организационно-технические. Поэтому, по последним оценкам, срок создания Galileo отодвигается до 2017-2018 гг. Постоянный перерасход бюджета европейского проекта и удлинение сроков его реализации, похоже, лишают Galileo какой-либо экономической целесообразности. Такой вывод обозначен в докладе, представленном на заседании правительства Германии, которое рассматривало создание навигационной системы в октябре 2010 года. Также ведутся работы по развитию и созданию региональных навигационных спутниковых систем в США (WAAS), России (СДКМ), Европе (EGNOS), Индии (GAGAN), Китае (Beidou), Японии (QZSS) и Тайване (TRNSS).

Система ГЛОНАСС предоставляет два вида услуг - одни в интересах обороны и безопасности, вторые - бесплатные с открытым доступом. В связи с тем, что ГЛОНАСС является безальтернативной основой национальной системы навигационно-временного обеспечения, то конкурентов у неё при оказании услуг военным и специальным потребителями нет. Во втором случае можно говорить о некоей конкуренции за потребителей. Если говорить о навигации только по системе ГЛОНАСС или только по GPS, то в реальных условиях города, за счёт высотных зданий и узких улиц, вполне возможна ситуация потери навигации при полностью исправном оборудовании, поскольку для успешного решения задачи навигационного определения необходимо получать качественный сигнал одновременно от четырёх спутников, а при «каньонной застройке» участок так называемого «чистого неба» весьма ограничен. Это характерно и для местности со сложным рельефом. Применение двухсистемных приемников ГЛОНАСС/GPS, а именно об использовании такой аппаратуры в интересах социально-экономического развития, а вовсе не об аппаратуре, работающей только по сигналам ГЛОНАСС и идёт речь, практически удваивает количество одновременно доступных спутников, и потери навигации случаются гораздо реже, сокращается и время «холодного старта». На сегодняшний день проведено не одно исследование возможностей потребителей, работающих по радиосигналам спутников ГЛОНАСС, GPS и совмещённой группировки, которые однозначно показывают, что две системы лучше, чем одна.

Системы ГЛОНАСС и GPS удачно дополняют друг друга. Совместное использование сигналов обеих систем даёт потребителю независимость от рисков, связанных с функционированием одной из них. И преимущества ГЛОНАСС заключаются в  имеющихся отличиях от GPS. Во-первых, хотя ГЛОНАСС работает в общих навигационных диапазонах частот, но в самом популярном диапазоне L1 (1,6 ГГц) несущие частоты радиосигналов ГЛОНАСС отстоят от несущих частот радиосигналов GPS на 25 МГц. Наглядный пример - в мире всё большую популярность приобретают постановщики помех GPS, которые используются водителями коммерческого транспорта (например, в США) и таким образом уклоняются от контроля со стороны диспетчеров. Так вот, эти устройства не работают на частотах ГЛОНАСС, и поэтому двухсистемная аппаратура ГЛОНАСС/GPS позволяет решать задачи мониторинга транспортных средств даже в условиях применения таких постановщиков помех. Для разработки и организации производства НАП, в первую очередь для массового потребительского рынка, отечественные предприятия активно сотрудничают со многими иностранными фирмами Франции, Японии, Германии, Швейцарии, Австрии, Украины, Беларуси, ведется активная работа с коллегами из США, Индии, Латинской Америки. Сейчас большой интерес к технологиям и производству комплектующий на базе ГЛОНАСС проявляет Китай. А в прошлом году мы создали совместное предприятие «Руснавгеосеть» с мировым лидером в сфере высокоточных приложений и производства профессиональной навигационной аппаратуры – американской компанией Trimble Navigation, одной из зарубежных фирм, которая уже давно использует приемники ГЛОНАСС/GPS в своей аппаратуре. Это первый в истории совместный Проект Москвы и Вашингтона в области спутниковой навигации. Такое сотрудничество поможет развитию инфраструктуры высокоточного позиционирования гражданских потребителей в России и странах СНГ на базе современного оборудования и программного обеспечения. Что напрямую способствует коммерциализации системы ГЛОНАСС и окажет позитивное влияние на формирование нового технологического уровня российской экономики. Хочу отметить, что на международном рынке профессиональной аппаратуре высокоточного определения координат более 30% дохода приходится на совмещённое ГЛОНАСС/GPS оборудование. 

В настоящее время орбитальная группировка «ГЛОНАСС» состоит из 26 космических аппаратов (КА) «Глонасс-М» и одного «Глонасс-К». Всего на орбите 27 навигационных спутников. Из них по целевому назначению используется 22. Это обеспечивает 100% доступность навигационных сигналов ГЛОНАСС на всей территории Российской Федерации и стран СНГ, и 99% глобально. Из-за  особенностей баллистического построения орбитальных группировок по уровню доступности система ГЛОНАСС превосходит GPS в высоких широтах и несколько уступает в экваториальной зоне. Мы приступили к лётно-конструкторским испытаниям спутника нового поколения «Глонасс-К» с дополнительными навигационными сигналами на частоте L3 и кодовым разделением. Кодовое разделение сигналов позволит повысить точность навигационных определений за счёт использования более широкополосных сигналов в частотных диапазонах, выделенный для системы ГЛОНАСС. Одновременно, кодовое разделение может обеспечить в рамках международного космического сотрудничество совместимость и взаимодополняемость существующих и создаваемых глобальных и региональных навигационных спутниковых систем. В середине нынешнего года планируется запуск трёх спутников «Глонасс-М» одной ракетой-носителем, что позволит завершить создание орбитальной группировки из 24 космических аппаратов, используемых по целевому назначению, чтобы обеспечить 100% доступность навигационного сигнала на всей территории земного шара и околоземного пространства на высоте до 2000 км.

Недавно В.В. Путин охарактеризовал ГЛОНАСС высокой технологией в прямом и переносном смысле этого слова. Действительно, при создании столь сложной техники, которая должна работать в агрессивной среде открытого космоса, используются последние достижения мировой науки и техники. Эти же достижения применяются для создания технологий и систем на земле. В результате ГЛОНАСС становится своеобразным локомотивом высокотехнологических отраслей экономики.

Мы из собственных средств финансируем совместную с компанией ООО КБ «ГеоСтар навигация» разработку нового чипсета ГЛОНАСС/GPS Геос-3 для массового рынка, который скоро придёт на смену самому эффективному на сегодняшний день на российском рынке по критерию цена/качество приемнику Геос-1М. В 2011 году КБ «Навис» планирует начать серийное производство разработанного за средства госбюджета приемника NV08C. По оценкам экспертов такого  чипсета ГЛОНАСС/GPS как Геос-3 в мире ещё не существует.

ГЛОНАСС является технологической основой для интеллектуальных транспортных систем (ИТС), создание которых позволит эффективно решить целый комплекс существующих проблем. По оценкам российской академии транспорта, каждый час, проведённый в пробке легковым автомобилем, обходится государству в 500 рублей? Ущерб от пробок только по Москве составляет 38-40 миллиардов рублей в год. А внедрение создаваемых ИТС позволит получить колоссальный экономический эффект от их применения.

По статистике, в результате  ДТП в мире погибают более 1 млн. человек в год, то есть ежегодно с карты мира исчезает крупный город. В связи с этим ОАО «Российские космические системы» предложило Президенту России проект «ЭРА-ГЛОНАСС» направленный на снижение тяжести последствий ДТП. Аналогичная система уже разрабатывается и внедряется в Евросоюзе (eCall). Благодаря оснащению транспортного средства автоматизированными навигационными терминалами отечественного производства, передающими службам экстренного реагирования информацию об аварии, включающую координаты транспортного средства, сокращается интервал времени между происшествием и оказанием помощи пострадавшим.

Также мы разрабатываем еще один проект федерального уровня – «Социальный ГЛОНАСС», который направлен на обеспечение дополнительной безопасности и улучшение качества жизни граждан. По данным МВД, в России ежегодно пропадает свыше 120 тысяч человек, в т.ч. 23 тысячи - несовершеннолетние. Находятся только 80% от общего числа. В инструкции по уходу за людьми болеющих болезнью Альцгеймера рекомендуется положить в их карманы карточки с его именем, адресом и телефоном родственников, но как они могут помочь, к примеру, в лесу? Требуются новые, более современные методы определения местоположения пропавшего человека. Речь идёт о необходимости создания системы мониторинга, способной обеспечивать максимально возможное качество реальной «безбарьерной» среды существования людей с ограниченными возможностями, информирование родственников, медицинских и социальных работников о местоположении данной категории граждан, оказание им информационной поддержки и экстренной помощи. В рамках проекта «Социальный ГЛОНАСС» создаётся система персонализированной навигационно-информационной поддержки и обеспечения оперативного оказания экстренной помощи людям на основе технологии ГЛОНАСС. Это и люди с ослабленным зрением, престарелые и дети.

Мировая статистика стихийных бедствий, несчастных случаев и катастроф демонстрирует рост рисков, связанных с крупными инженерными сооружениями (дамбами, тоннелями, мостами, высотными зданиями), с опасными природными явлениями (оползнями, извержениями вулканов, землетрясениями). Значительные смещения конструктивных элементов этих сооружений приводят к их разрушению. Для определения смещений этих элементов применяется высокоточный мониторинг смещений инженерных сооружений (ВМСИС), использующий систему ГЛОНАСС. Разработанная нами программа ВМСИС позволяет определить смещения с миллиметровой точностью. На основе полученных данных проводится анализ и принимается решение о защите или эвакуации населения. Система высокоточного мониторинга смещений инженерных сооружений может также использоваться для наблюдения за смещениями земной коры и тектоническими процессами. Системой мониторинга, использующей аппаратуру ГЛОНАСС, сейчас оснащено 54 пожарных гарнизона в различных городах страны, что позволяет наблюдать за перемещением, а также своевременностью прибытия техники к месту чрезвычайной ситуации.

Недавно «Российские космические системы» получили гранд ЕС на создание методов диагностирования предвестников землетрясения. Мы проводим исследования в области верхней атмосферы, на основе информации, поступающей от наземной топографической сети мониторинга ионосферы, размещенной на территории Сахалинской области. Станции мониторинга  состояния ионосферы в городах Южно-Сахалинск, Поронайск и Ноглики являются новейшими разработками нашей организации и не имеют аналогов в мире. Наши станции могут принимать сигналы не только от отечественных, но и от зарубежных космических систем.

В 2010 году наша организация завершила разработку первой очереди системы комплексного диагностирования предвестников землетрясений, и приступает к её автономным испытаниям в одном из сейсмически активных регионов мира - на Сахалине.

Комплексное применение спутниковых систем (ГЛОНАСС, дистанционное зондирование Земли и т.п.) в решении задачи повышения безопасности трудно переоценить. Конкретный пример: для облегчения решения задачи поиска и спасания потерпевших бедствие самолетов, вертолетов и морских судов сегодня существует международная спутниковая система КОСПАС-САРСАТ. Оснащение аварийных радиобуев КОСПАС-САРСАТ приемниками ГЛОНАСС/GPS позволяет определить с метровой точностью местоположение терпящего бедствие в любой точке земного шара и, как следствие, существенно сократить время поиска пострадавших. На цифровой карте отображается место терпящего бедствие в объединенном центре приема информации систем КОСПАС/САРСАТ и КУРС. Имеется возможность передачи указанной информации в МЧС России. В настоящее время цифровые карты до масштаба 1:100000 включительно созданы на 70% территории РФ. В результате видно, где произошла авария на реке, водохранилище, в горах и т.п. Кстати, на новых спутниках «Глонасс-К» планируется установить аппаратуру ретрансляции сигналов КОСПАС-САРСАТ, аналогичные планы есть и у GPS, и у Galileo. Таким образом, мы видим некую синергию различных глобальных спутниковых систем в интересах безопасного развития человечества.

С каждым днем сферы и области эффективного использования ГЛОНАСС расширяются, и эта закономерность подтверждает важность дальнейшего развития ГЛОНАСС и информационных технологий на ее основе. Существует острая необходимость обеспечения централизованного сбора, обработки и анализа данных о состоянии широкого круга экономически и социально значимых объектов инфраструктуры России, прогнозирования негативных техногенных, природных и социальных процессов и их последствий, а также скоординированного принятия управленческих решений с учетом функций органов исполнительной и государственной власти. В начале 2010 года на первом Всероссийском форуме глобального развития «5+5» ОАО «Российские космические системы» был представлен крупнейший в России инновационный проект ? создание автоматизированной системы комплексного государственного мониторинга объектов инфраструктуры и ресурсов  Российской Федерации (проект «МИР»). Он был рекомендован к реализации и должен будет обеспечить решение всего комплекса перечисленных задач путем перехода от работы с геоданными к работе с пространственно-временным аспектом данных любой природы.

Кроме того, Роскосмос принимает активное участие в создании международной аэрокосмической системы глобального мониторинга (МАКСМ), задачей которой является формирование единого, общепланетного «информационного пространства безопасности» в интересах снижения глобальных рисков и ликвидации возникающих угроз.

В настоящий момент человечество находится на этапе перехода к информационному (постиндустриальному) обществу - интеллектуальному социуму, построенного на знаниях, готовому изменятся, создавать и продвигать инновации.   Хочу заметить, что невозможно создать постиндустриальное общество, без развития высокотехнологичного общества, одной из главных составных частей которого являются спутниковые системы, формирующие в свою очередь единую среду информационного общества – инфосферу.

В инфосфере можно выделить две составляющие – это материальную (инфокоммуникации: глобальные сети добывания, передачи, отработки и хранения информации) и гуманистическую (мировоззрение людей: психология, менталитет, «шкала ценностей»).

Комплексное применение спутниковых систем (ГЛОНАСС, дистанционное зондирование Земли и т.п.) в решении задачи повышения безопасности трудно переоценить. Конкретный пример: для облегчения решения задачи поиска и спасания потерпевших бедствие самолетов, вертолетов и морских судов сегодня существует международная спутниковая система КОСПАС-САРСАТ. Оснащение аварийных радиобуев КОСПАС-САРСАТ приемниками ГЛОНАСС/GPS позволяет определить с метровой точностью местоположение терпящего бедствие в любой точке земного шара и, как следствие, существенно сократить время поиска пострадавших. На цифровой карте отображается место терпящего бедствие в объединенном центре приема информации систем КОСПАС/САРСАТ и КУРС. Имеется возможность передачи указанной информации в МЧС России. В настоящее время цифровые карты до масштаба 1:100000 включительно созданы на 70% территории РФ. В результате видно, где произошла авария на реке, водохранилище, в горах и т.п. Кстати, на новых спутниках «Глонасс-К» планируется установить аппаратуру ретрансляции сигналов КОСПАС-САРСАТ, аналогичные планы есть и у GPS, и у Galileo. Таким образом, мы видим некую синергию различных глобальных спутниковых систем в интересах безопасного развития человечества.

С каждым днем сферы и области эффективного использования ГЛОНАСС расширяются, и эта закономерность подтверждает важность дальнейшего развития ГЛОНАСС и информационных технологий на ее основе. Существует острая необходимость обеспечения централизованного сбора, обработки и анализа данных о состоянии широкого круга экономически и социально значимых объектов инфраструктуры России, прогнозирования негативных техногенных, природных и социальных процессов и их последствий, а также скоординированного принятия управленческих решений с учетом функций органов исполнительной и государственной власти. В начале 2010 года на первом Всероссийском форуме глобального развития «5+5» ОАО «Российские космические системы» был представлен крупнейший в России инновационный проект ? создание автоматизированной системы комплексного государственного мониторинга объектов инфраструктуры и ресурсов  Российской Федерации (проект «МИР»). Он был рекомендован к реализации и должен будет обеспечить решение всего комплекса перечисленных задач путем перехода от работы с геоданными к работе с пространственно-временным аспектом данных любой природы.

Кроме того, Роскосмос принимает активное участие в создании международной аэрокосмической системы глобального мониторинга (МАКСМ), задачей которой является формирование единого, общепланетного «информационного пространства безопасности» в интересах снижения глобальных рисков и ликвидации возникающих угроз.

В настоящий момент человечество находится на этапе перехода к информационному (постиндустриальному) обществу - интеллектуальному социуму, построенного на знаниях, готовому изменятся, создавать и продвигать инновации.   Хочу заметить, что невозможно создать постиндустриальное общество, без развития высокотехнологичного общества, одной из главных составных частей которого являются спутниковые системы, формирующие в свою очередь единую среду информационного общества – инфосферу.

В инфосфере можно выделить две составляющие – это материальную (инфокоммуникации: глобальные сети добывания, передачи, отработки и хранения информации) и гуманистическую (мировоззрение людей: психология, менталитет, «шкала ценностей»).

Я уверен, что материальную часть мы в состоянии создать уже сегодня. Говоря о гуманистической составляющей инфосферы, следует отметить, изменение мировоззрения – крайне сложный и медленный процесс. Еще Гете говорил о том, что существенное изменение человеческих взаимоотношений занимает не меньше 50 лет. Предложенные ОАО «Российские космические системы» проекты на базе ГЛОНАСС-технологий призваны не просто улучшить жизнь граждан, а внести изменения в мировоззрение нашего общества. Если мы говорим об информационном взрыве, об инфокоммуникациях, то начать менять мировоззрение людей нужно с небольших, но базовых шагов – например с предоставления бесплатного доступа к мировой сети Интернет, сначала инвалидам, затем малоимущим, далее детям, и, наконец, всему обществу в целом. (Конечно, речь не идет о предоставлении бесплатного доступа к развлекательной информации.) Это даст огромный толчок для гуманизации и развития всего общества. В этом сила и безусловный инновационный потенциал будущих проектов на основе ГЛОНАСС.