Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

 

ПОГОДА, ПОБЕДЫ И СЛЁЗЫ

Снимок автора.
Снимок автора.

 

От редакции. Продолжаем публикацию заметок Михаила Григорьевича Профателюка, который в годы Великой Отечественной войны был заместителем начальника штаба полка «Нормандия-Неман» по оперативной части. Рукопись его воспоминаний – огромную, в машинописном виде - привезли в редакцию дочери фронтовика, сохранившие труд отца для потомков. В результате появилась на свет книга «Сердца и крылья», а затем – свыше восьмидесяти заметок для онлайн-газеты, которые публикуются с 16 мая  2011 года. Редакция выражает большую признательность Ларисе Михайловне Абросимовой (Профателюк) за оказанную помощь при подготовке материалов к печати.

 

В январский день последнего года войны с раннего утра аэродром Допенен огласился гулом авиационных моторов. Механики готовили самолёты к вылету. А на командном пункте майор Дельфино проводил общий разбор полётов за вчерашний день - 16 января. Он говорил неторопливо и строго:

- Шесть проведённых боев, при превосходстве над противником, были продолжением успешной боевой деятельности полка. Было сбито восемнадцать самолетов противника. К сожалению, мы потеряли Шарля Микеля. Особенно отличились: сбивший четыре вражеских самолета Андрэ, сбившие по два - Кастэн, Углов, Блетон и Лорийон. Мы ещё раз убедились в высоких качествах советского истребителя Як-3. Нас радуют успехи советских войск, которые за три дня наступления, разрушая железобетонные укрепления врага, продвинулись на тридцать километров... Сегодня будем продолжать прикрытие наземных войск в районе Пилькаллен-Гумбиннен-Гросс-Скайгиррен. Первый вылет возлагаю на первую эскадрилью.

На самолётную стоянку пилоты отправились весёлой группой, переговариваясь и пристально всматриваясь в окрестности аэродрома. Впереди шагал командир эскадрильи - капитан Рене Шалль, возглавлявший после переформирования полка первую эскадрилью. За ним поторапливались старший лейтенант Роже Соваж, лейтенант Марк Шаррас, младшие лейтенанты Робер Ирибарн, Роберт Марки и аспирант Жак Пикено.

Сильный ветер мёл снег широкой полосой. Мелкие снежинки, превращенные в крошечные льдинки, сверкая в солнечных лучах, больно кололи лицо.

- Пусть беснуется зима, ветер направлением по взлётной полосе, нам не помеха. Жаль механиков, им дополнительные испытания, - высказал своё мнение Шалль.

- Верно, мой командир, они спасают нас от многих бед, - присоединил своё суждение к командирскому Марки.

На самолётной стоянке их встретили механики. Закончив расчистку снега на стоянках, они уже ждали пилотов.

Через десять минут взревели моторы. Шалль и его ведомые, выруливая на старт в усложнённых метеоусловиях, поодиночно взлетели и направились к линии фронта.

- Планета, я Раяк, сообщите обстановку!

- Была четверка «мессеров», скрылась в западном направлении...

- Маневр! - скомандовал Шалль.

Яки устремились вверх. Набрав ещё тысячу метров, они перешли в полёт по горизонту. В хлопотах проскочили Гумбиннен. Вдали показались развалины Гросс-Скайгиррена. В наушниках послышался голос Эйхенбаума:

- Раяки, вы над нами. На подходе большая группа «фоккеров», будьте наготове...

Видимость в районе фронта улучшилась, и вскоре Шалль, а за ним и Соваж заметили самолёты противника. Они летели большим скопом, значительно ниже Яков, с бомбами и без прикрытия.

- Их полтора десятка! – доложил Соваж. Он всегда старался подсчитать вражеские самолёты.

Шалль увёл свою группу в сторону юга. Преодолев противозенитным маневром немецкие позиции, они напали на «фокке-вульфов» с юго-запада. Яки оказались в лучах солнца. Очевидно, лавирования «нормандцев» вражеские пилоты не заметили, а, может, пренебрегли им, надеясь на свой большой численный перевес. Они стали беспечно перестраивать свой боевой порядок в колонну пар, готовясь к бомбометанию и обстрелу из пушек наземных войск.

- Раяки, в атаку! - не без азарта закричал Шалль.

Начался воздушный бой. Шесть Яков сорвались вниз и, прицеливаясь по передовым машинам врага, открыли огонь и взмыли ввысь. Немцы не ожидали атаки со своей территории. Огненные трассы, вспоровшие воздух, три падающих «фокке-вульфа», охваченные ярким пламеменем и взорвавшиеся на своих бомбах, два уходящих на запад с дымными хвостами - ошеломили гитлеровцев. Не разобравшись, сколько истребителей их атаковало, немецкие пилоты в переполохе стали неприцельно сбрасывать бомбы и боевыми разворотами выводить свои машины вверх. Но и там их успели встретить «нормандцы».

Шалль и Соваж ударили по первой паре «фокке-вульфов», выскочивших на высоту. Гитлеровцы не приняли боя, задумав какую-то каверзу, и отвалили в сторону. Но, заметив, что пилоты Яков навалились на другую пару их напарников, тоже оказавшихся в эти секунды на высоте, ринулись к ним на помощь. Завязалась схватка. Шалль и Соваж стремительным разворотом зашли в хвост паре «фокке-вульфов» и, сближаясь с ними, стали прицеливаться. Предыдущая вражеская пара подкралась к ним и открыла огонь. Одна вражеская очередь мелькнула возле самолёта Соважа, а вторая впилась в кабину машины Шалля. Авиационный снаряд, пробив бок фюзеляжа, разорвался внутри кабины. Осколки изрешетили парашют, а один из них ранил руку пилота, пробив левый борт кабинного фонаря. Шалль, потеряв сознание, выпустил из рук ручку управления самолётом. Як, клюнув носом, свалился в пикирование. Придя в себя от холодной струи воздуха, ворвавшегося в кабину, Шалль правой рукой выхватил Як из пикирования и осмотрелся. Огненные очереди гнавшегося за ним «фокке-вульфа» резали воздух рядом с самолётом. Подбив «фокке-вульфа», Соваж услышал по радио о ранении Шалля и одновременно заметил гитлеровца, обстреливавшего самолёт командира эскадрильи. Он бросился на помощь Шаллю. Обнаружив погоню, пилот «фокке-вульфа» удрал, а Соваж пристроился к самолету Шалля. Он услышал спокойный голос командира эскадрильи:

- Роже, ухожу на аэродром, сопровождать меня не надо. Остаёшься за меня. Не позволяйте немцам штурмовать войска...

С трудом управляя самолетом, Шалль снизился до бреющего полета и взял курс на аэродром...

«Нормандцы» продолжали бой без командира эскадрильи. Марки и Ирибарн вступили в бой с четвёркой «фокке-вульфов». Замелькали самолеты в фигурах высшего пилотажа. Ирибарна оттеснили от Марки, который атаковал ведущего четвёрки. Немец рванул свою машину вниз, но ему не хватило секунды, решившей его судьбу. Марки соколиной хваткой опередил противника и открыл упредительный огонь. «Фокке-вульф» напоролся на сверкающую трассу. Запылав, он завалился на крыло, резко пошёл к земле и вскоре взорвался. Ирибарн настиг «фокке-вульфа» на выходе из боевого разворота и лихо зашёл в хвост его машины. Прицеливаясь, загнал его самолет в перекрестие прицела и ударил длинной очередью. Вражеский самолёт задымил, перевернулся кабиной вниз, опустил нос и отвесным пикированием уткнулся в землю. Это уже был второй гитлеровец, сбитый им в этом бою.

Шаррас и Пикено атаковали пару «фокке-вульфов», круживших в стороне и выжидавших удобного момента для нападения на «нормандцев». Они стремительной горкой нагнали их и развернулись, чтобы зайти им в хвост. И в это мгновение неожиданно с высоты свалились на них ещё два немца и в атаке разъединили их. Схватка разделилась на два очага. Гитлеровцы затеяли бой на виражах. Пилоты кружили на самолётах, сваливая их как можно круче. Шаррас боковым зрением поглядывал и на Пикено. Заметив, что тот отстаёт от немца, мало доворачивая нос самолёта, закричал ему:

- Жан, круче, ставь крылья вертикально!

Сам же Шаррас нагнал заднего «фокке-вульфа» и полоснул его длинной очередью. Немецкий самолёт поштопорил к земле и встретился с ней. И в этот миг сверху свалился ещё один «фокке-вульф» и ударил по машине Пикено. Шаррас не успел отбить его атаку. Огненная очередь прошила крылья яка, попала в бензобак, и машина Пикено взорвалась. Ужас охватил Шарраса. Он рванул машину в сторону юркнувшего «фокке-вульфа» и погнался за ним. Вражеский пилот вертикальным пикированием ринулся к земле и, заметив, что Як настигает его, перешёл на бреющий полёт. Шаррас, хотя ещё была велика дистанция для открытия огня, нажал на гашетки. Длинная сверкающая трасса быстрее самолёта устремилась на гитлеровца. Он не выдержал, ещё снизил высоту. «Фокке-вульф» задел за верхушки деревьев, свалился на землю и взорвался.

Вернувшись на поле боя, Шаррас уже никого не застал. На его запрос Эйхенбаум ответил:

- Марки, Ирибарн и Соваж замордовали пилотажем оставшуюся шестёрку вражеских пилотов, а когда Марки сбил ещё одного из них, они не выдержали и удрали. А наши, простившись со мной, помчались домой...

Шаррас возвращался один с тяжёлым камнем на сердце. Он считал себя виновником гибели Пикено...

Зарулив на стоянку, Шарас узнал, что капитан Шалль благополучно приземлился. Кресло пилота было залито кровью, ему помогли выбраться из кабины и отправили в госпиталь.

Шаррас по пути на командный пункт встретил де Жоффра и подробно рассказал ему о гибели Пикено.

Михаил ПРОФАТЕЛЮК

Перепечатка текста и снимков допускается

только с указанием источника: Stopstamp.ru