Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

ГЕНЕРАЛЫ ТОЖЕ ПЛАКАЛИ

От редакции. Продолжаем публикацию заметок Михаила Григорьевича Профателюка, который в годы Великой Отечественной войны был заместителем начальника штаба полка «Нормандия-Неман» по оперативной части. Рукопись его воспоминаний – огромную, в машинописном виде - привезли в редакцию дочери фронтовика, сохранившие труд отца для потомков. В результате появилась на свет книга «Сердца и крылья», а затем – свыше восьмидесяти заметок для онлайн-газеты, которые будут опубликованы в течение трёх месяцев (первые публикации – 16 мая - 9 июня). Редакция выражает большую признательность Ларисе Михайловне Абросимовой (Профателюк) за оказанную помощь при подготовке материалов к печати.

 

Аэродром Слобода гудел, как улей... День был тёплый, хотя вступила в свои права осень. Деревья окрасились в волшебные тона, с преобладанием позолоты и багрянца. Утро 12 октября 1943 года начиналось, как и все предыдущие, одинаково - с боевых вылетов или подготовки к ним. С самого рассвета все «нормандцы» были на ногах. Всё выполнялось как можно быстрее. Особенно, когда поступило сообщение о прибытии в полк главы французской военной миссии в Москве генерала Пети.

***

Майор Пуйяд вошел в зал столовой, когда все пилоты были в сборе. Обратившись к ним, он сказал:

- Сегодня мы одиннадцатью экипажами прикрываем наземные войска. Возьмите карты и следите за маршрутом. Смотрите на район юго-западнее Смоленска. Городишко Горки, от него на север идёт улучшенная дорога и упирается в деревню Ленино, ещё севернее высота 215,5. Вот здесь не должна упасть ни одна гитлеровская бомба. Тут будет вводиться в бой Первая польская пехотная дивизия. Она была сформирована на территории Советского Союза из воинов-добровольцев. Они, как и мы, будут плечо к плечу с русскими освобождать свою Родину... Это наши братья по борьбе с гитлеровцами… Многое зависит от нас, чтобы они выполнили свою задачу и не погибли...

Спокойные доводы Пуйяда были поняты подчинёнными.

- Мой командир, постараемся, - заверил Лефевр.

- Кто с нами, тот наш, - добавил Риссо.

- Внимание! - Когда наступила тишина, Пуйяд закончил постановку задачи и отпустил подчинённых в распоряжение командиров эскадрилий, возложив на них остальную подготовку к боевому вылету...

***

На высоте шестьсот метров торопился на запад транспортный самолет «Дуглас». По бокам его сопровождали две пары Яков.

Покружившись над аэродромом, «Дуглас» приземлился. Генерал Пети, спустившись по металлической лестнице на землю, оторопело огляделся: виднелись несколько зданий в окружении деревьев, вокруг их пустынный ландшафт, ни одного самолёта.

Повернувшись к переводчику, генерал Пети встревоженно опросил:

- Мы заблудились? Какое-то безлюдье, ни одной машины…

Спешивший на встречу Пуйяд поприветствовал старшего по званию, внёс ясность:

- Мой генерал, в стоящих на лётном поле копнах – самолёты.

- Молодцы! Впервые вижу такую маскировку.

В окружении офицеров, обрадованный Пети отправился в гостиницу. Предстояло знакомство с личным составом полка, с условиями боевой работы и жизнью пилотов.

***

Они летели двумя группами. Капитан Бегин вёл шесть Яков на высоте две тысячи метров, а лейтенант Лефевр пять Яков с превышением над первой в тысячу метров.

Лефевр, с гордостью взглянув на своих пилотов, чётко выдерживающих дистанции и интервалы между самолётами, невольно посмотрел вверх. Высоко в небесной синеве рассасывалась длинная лента инверсии. Видно по всему, что оставил след разведчик. «А, может, он фотографировал боевые позиции поляков? – спросил себя Лефевр. - Нет, у него другой маршрут».

Внизу показались длиннющие зигзаги пустых траншей, оставленных гитлеровцами. «Значит, скоро будут новые окопы», - догадался Бегин и сосредоточенно стал вглядываться в приближающуюся линию фронта. Через тридцать секунд открылась своим традиционным видом линия боевого соприкосновения с противником: пожарами, столбами дыма и пыли, выбросами земли, огненными трассами снарядов и пуль...

Бегин повёл истребителей по кругу, захватывая краем боевого порядка вражескую оборону. Вверх, в сторону Яков, устремляются с земли десятки снарядов вражеской зенитной артиллерии. Одна серая шапка взрывается вблизи самолёта Лефевра. Резкий грохот взорвавшегося снаряда заглушил гул мотора. Як вздрогнул и клюнул носом. Пилот мигом вернул его в горизонтальное положение. Круг полёта Яков сместился восточнее и установился над боевым порядком польских войск. На фронтовой станции наведения временно нет представителя от полка, поэтому Бегин передал по радио только два слова:

- Зе-ме-ля! «Норманди!»

- Хорошо! - услышали в ответ.

- С запада господа боши! Боже мой, целая орда! - раздался чей-то голос.

Бегин сразу их увидел. На небесном экране черневшее пятно превратилось в точки, которые быстро росли в размере, превращаясь в головастиков, затем в птиц. Имея большой опыт в распознавании самолётов, Бегин комментировал:

- Две группы по десятке «фокке-вульфов - 190» с бомбами. Одна хочет бомбить, а другая - её прикрывать. Потом смена ролей! Они ниже нас... Отворачиваем к солнцу… Маневр!

Яки довернули и поэшелонно вошли в солнечные лучи, готовясь к отражению вражеского нападения.

- Дидье, пусть моей будет верхняя стая! - внёс предложение Лефевр.

- Марсель, согласен! - ответил Бегин.

Как только «фокке-вульфы» оказались на подходе к своим войскам, раздались команды на атаку воздушного противника. Яки, имея преимущество в высоте, кинулись с передней полусферы вниз. По договоренности ещё на земле, Бегин прицелился по ведущему «фокке-вульфу», а его пилоты по ведомым и открыли  огонь. Светящиеся трассы полоснули вражеские машины, ещё не успевшие перестроить свой боевой порядок, а Яки боевыми разворотами ушли вверх. «Фокке-вульфы», атакованные Бегином и Риссо, дыхнув языками пламени, повалились к земле и взорвались, а подбитые Альбером и де ля Пуапом, сбросили бомбы на свои войска и удрали на запад.

Лефевр и его ведомые атаковали верхнюю, прикрывающую группу гитлеровцев, оттеснив их от ведущих бой Яков Бегина. Пикируя на вражеские машины сверху, на встречнопересекающемся курсе, они открыли огонь. Лефевр сбил ведущего группы, а Бон подбил его ведомого. Чтобы не столкнуться, Яки ушли крутыми горками ввысь. Вторая групповая атака была выполнена с таким же мастерством и нанесла новый урон противнику.

Дени, Буб и Барбье навалились на четвёрку гитлеровцев, повторно пытавшихся прорваться к пилотам Бегина, и связали их боем. В эти секунды мимо упал ещё один «фокке-вульф», подожённый, в повторной атаке, де ля Пуапом.

Пробиться к позициям польских войск гитлеровцам не удалось. Перед ними всё время возникала непробиваемая стена Яков.

…Возвращались пилоты в хорошем настроении, радостно поглядывая на машины однополчан. На самолётной стоянке командиров эскадрилий капитана Бегина и лейтенанта Лефевра, а также их подчинённых встречал генерал Пети. Он не требовал от них доклада, пригласив их побеседовать. Он вёл себя настолько безупречно, что пилоты были очарованы им. Высок и строен. Открытое лицо, внимательные глаза. Участливость и уважительность в общении. Всё это располагало пилотов и механиков, беседующих с ним, к искренности и откровенности. А когда у воина за плечами полгода боевой работы, около сотни боевых вылетов, полдюжины сбитых вражеских самолетов или сотни обслуженных самолётовылетов - есть о чём рассказать. Расположившись кто на чём - генерал на зимнем самолётном чехле, лётчики и техники на стремянках, на побуревшей от первых заморозков траве - долго и откровенно беседовали.

Узнав всю подноготную жизнь воинов на фронте, генерал Пети узнал и цену побед над врагом: 17 погибших в боях доблестных сынов Франции и 75 сбитых вражеских самолетов...

***

Провожали генерала Пети, как никогда, тепло. Посещение полка было впечатляющим для него. Он не только в первый день, но и в два последующих приходил на полёты, интересовался их ходом и результатами, взволнованно спрашивал:

- Все вернулись? Он спасся? Не сгорел в самолете?

Когда 13 октября в вылете на прикрытие войска польского погибли лейтенант Дени и аспирант Бон, генерал прослезился. Стараясь скрыть свои чувства, тайком вытирал глаза, а ночью плохо спал.

На следующий день попросил запросить штабы Воздушной армии и дивизии о судьбе пилотов, не вернувшихся с боевого вылета. Перед тем, как подняться по траплестнице в самолёт, он сказал майору Пуйяду:

- Меня радует высокий моральный дух пилотов, их желание продолжать совместно с советскими летчиками борьбу против общего врага, хорошее обеспечение советскими людьми жизни и боевой деятельности французов. Очень понравилась работа советских механиков, их героический труд способствовал боевым успехам «нормандцев».

«Дуглас», взлетев, взял курс на Москву. Его прикрывали на самом опасном участке маршрута две пары Як-3.Удобно устроившись в металлическом сидении, генерал Пети думал о будущем необычного полка и о его людях...

Михаил ПРОФАТЕЛЮК

Перепечатка текста и снимков допускается

только с указанием источника: Stopstamp.ru